Методические рекомендации для учителей изобразительного искусства «Возможности применения акварели при обучении детей изобразительному искусству»

Крылова И.М., методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, имеет огромное значение в процессе обучения детей. Именно обращение к искусству способствует познанию обучающимися окружающего мира и расширению границ их кругозора, открывает им горизонты научных знаний и обогащает духовный мир, помогает нравственному и эстетическому воспитанию.

Акварель – одна из самых распространенных техник рисования. Для детского изобразительного творчества очень привлекательно такое качество этой краски, как хорошая водорастворимость. Это свойство материала позволяет передавать изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений, глубину пространства световоздушной среды. Акварельные рисунки отличает лёгкость, построенная на тончайших цветовых переходах глубоких сочных пятен и прозрачного слоя красок.

Искусство акварели имеет богатую историю. Возникшая в Китае, где работы выполняли на дереве, шелке и других материалах, в XIII веке акварель появилась в странах Европы. Она очень быстро развивалась и к XVI веку стала такой же распространенной, как и масляная живопись. Искусствоведы считают, что предшественниками акварельной живописи в Европе являются росписи по сырой штукатурке – фрески.

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски. При растворении в воде они образуют прозрачную тонкую пигментную взвесь, что позволяет создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель обладает богатством тона, возможностью построения пространства и формы цветом, что позволяет ее отнести к живописи. С другой стороны, важная роль бумаги в активном построении изображения, отсутствие рельефности мазка являются признаками графических техник.

Материалы и средства акварельной живописи

Для работы в технике акварели необходимо светлое помещение с хорошим освещением, мольберт или стол, имеющий наклон, кисти, палитры, ёмкости для воды.

Акварельные краски выпускаются разных видов (Приложение 1).

Детям лучше использовать полумягкие краски (в плитках). Желательно, чтобы в наборе красок не было белил, так как в акварельной живописи более светлого тона принято достигать добавлением воды. Необходимо проследить, чтобы учащиеся использовали только качественные материалы. Например, хорошо зарекомендовала себя продукция завода художественных красок Санкт-Петербурга (краски «Ленинградские», «Ладога», «Белые ночи»).

Целесообразно на занятиях применять набор акварельных красок, состоящий из 12 цветов (Приложение 2).

Для занятий акварельной живописью необходима палитра. Ею может служить пластмассовая или фаянсовая тарелка, кафельная плитка любой формы и размера, но обязательно белого цвета.

Существует множество видов кистей для акварельной живописи. Лучшими признаются колонковые кисти, но для учеников рекомендуется покупать кисти из волоса белки. Кончик беличьей кисти — острый, по контролю над текучестью он не уступает колонку. Более долговечна и удобна кисть с синтетическим ворсом. Поскольку синтетический ворс – это искусственный материал, то и кисти из него стоят дешевле натуральных, хотя такие кисти будут набирать меньше воды, что является существенным недостатком.

При обучении детей технике акварели большое внимание уделяется выбору бумаги. Она должна быть плотной, качественной. Возможно использование бумаги с зернистой фактурой. Благодаря игре света превосходно смотрится живопись на акварельной бумаге, тогда как краска на ватмане зачастую выглядит жухлой.

Приёмы работы акварелью

Уникальность акварели проявляется в том, что эта техника помогает учащимся овладеть чувством пространства и формы, воспитывает культуру восприятия цвета, развивает художественный вкус.

Акварельные работы могут выполняться различными приемами. Их классификация в зависимости от определенных факторов условна (Приложение 3).

Живопись «по-сырому» («английская» акварель)

Одной из первых техник, предлагаемых младшим школьникам, является техника «по-сырому». Перед нанесением краски лист смачивают водой. Такой способ работы позволяет получить мягкие переходы и тонкие цветовые оттенки. Основная сложность  работы «по-сырому» заключается в таком свойстве акварели, как тякучесть. При наложении красок этим методом невозможно предвидеть окончательный результат, потому что рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. Такая техника нанесения водорастворимых красок воспитывает у учащихся способность к самоконтролю, свободное владение кистью, требует точности в выборе цвета и тона, то есть учит выявлять гармоничные цветовые сочетания и точно их воспроизводить на листе бумаги.

Живопись «по – сухому» («итальянская» акварель)

При использовании метода «итальянской» акварели работа ведётся по сухой бумаге. Углубление цвета и объём изображения достигается путем наслаивания краски (верхние слои наносят после высыхания нижних).

Техника а la prima

Чаще всего техника «за один раз» (а la prima) применяется при работе над быстрыми этюдами, эскизами и набросками с натуры. Пишутся они стремительно. Такой метод целесообразно применять в работе над пейзажем на пленэре, когда природа находится в состоянии постоянного изменения. Выполняя рисунки в этой технике, дети учатся смешивать 2-3 цвета, так как лишняя краска может способствовать потере свежести, лучезарности и яркости. Так же обучающиеся контролируют расположение каждого мазка в своей работе, поэтому данный способ вырабатывает быстроту, сноровку, очень дисциплинирует во время творческого процесса, развивает особую сосредоточенность, помогает формированию отточенности письма и хорошего чувства композиции. Научившись работать в технике a la prima, учащиеся легко осваивают цвето-тоновый разбор.

Многослойная акварель

Для получения нового цвета краски можно не только смешивать, их можно наносить слоями для достижения ярких результатов. Именно в этом заключается  суть лессировки.

Лессировка представляет собой технику нанесения красок тонким слоем поверх основного цвета, в результате чего получаются более глубокие цвета. Тона лессировки как правило очень насыщенные, яркие, сияющие.

Данная техника акварели позволяет научить детей  целостно воспринимать натуру, воспроизводить её максимально точно, передавать богатство цветовой среды. Педагог получает возможность отрабатывать на уроке  приёмы передачи плановости пространства, материальности предметов через цвет, ведения работы последовательно и поэтапно, от общего к частному и от частного к общему. Наличие нескольких слоев краски в работе не должно мешать сохранению прозрачность и тонкости слоёв, присущих акварели.

Техника лессировки имеет и недостатки. Главный её риск кроется в том, что учащиеся могут нанести слишком плотные красочные слои. Учителю необходимо научить  их вести работу аккуратно, анализировать каждый красочный слой.

Гризайль

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, как правило, сепии или серого, а также техника зарисовки различных элементов скульптуры и архитектуры. В гризайли цвет предмета не имеет значения, а важным считается только его тон.

По используемой цветовой палитре выделяют многоцветную классическую, дихромную (двухцветную) и монохромную акварель – гризайль. Гризайль предполагает использование различных тонов одного цвета, поэтому данная техника способствует освоению таких понятий как тон, насыщенность и контрастность.

Изучение данной техники даёт возможность научить детей работать в ограниченной цветовой гамме и сосредоточиться на форме и объеме изображаемых объектов. Гризайль требует особой тщательности и аккуратности, выверенности линий композиции, также при этом приёме успешно развивается мелкая моторика, что особенно важно при обучении детей младшего возраста.

Смешанная техника

Техники, когда акварель смешивают с другими красящими материалами (белилами (гуашью), акварельными карандашами, пастелью, тушью), называют смешанными. Они не являются «чистыми», но часто приносят хорошие результаты. Применение смешанных техник на уроках изобразительного искусства способствует развитию воображения и креативности у детей. Выбор техники зависит от общего замысла работы и предрасположенности ребёнка к работе с тем или иным материалом.

Акварельная живопись популярна уже несколько веков и признана одной из главных живописных техник. Изучение её на уроках способствует развитию у детей художественного вкуса, раскрытию их творческих возможностей, развитию художественных способностей обучающихся.

Несомненно, акварель — очень сложная техника, но она помогает научить детей серьёзному отношению к творческой деятельности, вырабатывает навык аккуратной работы, развивает умение различать тонкие цветовые сочетания, нюансы.

Литература

  1. Винер, А. В. Как пользоваться акварелью и гуашью [Текст] / А. В. Виннер. – М. : Искусство, 2009.
  2. Косминская, В. Б., Халезова, Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [Текст] / В. Б. Косминская. – М. : Просвещение, 2008.
  3. Назаров, А. К. Основные способы акварельной живописи. – M. : Орбита-М, 2011.
  4. Ревякин, П. П. Техника акварельной живописи. – M. : АСТ, 2009.

Приложение 1

Виды акварельных красок

Вид

Особенности

Твёрдые краски

В пластиковых или фарфоровых контейнерах, сильно прессованные, поэтому пропитать ими кисти довольно сложно

Полумягкие краски

В виде кюветов, содержат большое количество глицерина и мёда, что делает их более пластичными, хорошо растворимы в воде

Мягкие краски

В оловянных тюбиках, пастообразные

Жидкие краски

В стеклянных флаконах, используются в книжной графике, отличаются насыщенными цветами

Приложение 2

Рекомендуемый набор акварельных красок

Кадмий жёлтый средний

Кадмий красный светлый или Алая

Церулеум или Кобальт синий

Золотистая

Краплак красный светлый

Ультрамарин или Лак синий

Лак оранжевый или Кадмий оранжевый

Жёлто-зелёная

Умбра

Сиена жжёная

Изумрудно-зелёная

Нейтрально-чёрная

Приложение 3

Условная классификация акварельных техник

Критерий

Техника

По степени влажности бумаги

Акварель «по – сухому» (итальянская акварель)

Акварель «по – сырому» (английская акварель)

Комбинированная техника

Акварель по фрагментарно увлажненной бумаге

По степени влажности кисти

Сухая (отжатая) кисть

Полусухая кисть

Мокрая кисть

По способам (приёмам) письма

«Вытягивание» краски

Резерважи

Мазки

«Обходка»

Отливка

Вымывание

Заливка

Маскирующие средства

Растяжка

Механическое снятие слоя (процарапывание)

По количеству красочных слоев

Однослойная акварель (a la prima)

Многослойная акварель (лессировка)

По цветовой палитре

Монохромная акварель (гризайль)

Дихромная акварель

Многоцветная акварель

По красящим материалам (чистоте техники)

«Чистая» техника акварели

Смешанная техника

Акварель + белила

Акварель + пастель

Акварель + акварельные карандаши

Акварель + тушь

Различные комбинации

«Спецэффекты»

Акварель + соль

Акварель + чай

Акварель + пищевая пленка

Набрызг

Акварель по мятой бумаге